Menu

Златоустовскому пруду вернут первоначальный облик

 

НАТАЛЬЯ ВОТИНОВА, специальный корреспондент:
– Нередко в речи горожан можно услышать сочетание «водная станция». И конечно, кузюки знают, где это место находится. Вот только выражение уже давно потеряло свое прямое значение. ( переход к станции) Водной станции нет. И стал, буквально, легендой тот факт, что когда-то по водной глади городского пруда ходили речные трамваи и катера. Сегодня мы поговорим о прошлом, настоящем и будущем главного водоема Златоуста . И первым делом заглянем в краеведческий музей

Можно сказать, что эта картина – самое первое изображение нашего заводского пруда. Картина относится к началу девятнадцатого века, и подлинник ее хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Надо сказать, что когда основатели города тульские предприниматели Мосоловы пришли строить завод, пруда не было. Здесь протекали две реки Тесьма и Ай, сливаясь между Косотуром и Бутыловкой в одно русло. Построив плотину, наши предки получили гидротехническое сооружение, которое было необходимо для нужд производства.

ЮРИЙ ОКУНЦОВ, заведующий отделом истории Златоустовского краеведческого музея:
– Все заводы того времени они назывались вододействующими. Все тяжелые заводские механизмы приводились в действие с помощью энергии падающей воды. Крутились деревянные колеса, как на водяных мельницах, и все приходило в движении. И без плотины завод не смог бы работать.

В 1811-ом Златоуст становится центром крупного оборонно-промышленного комплекса. Об остановке производства не могло быть и речи. Так что спускать пруд и чистить его вручную лопатами, не что иное, как байка, говорит историк-краевед. Однако, время шло. На смену водяным колесам пришли паровые машины, затем электричество. Для производственных нужд при плотине действовала   небольшая гидроэлектростанция. Постепенно первоначальное назначение пруда было утрачено, и главный водоем города стал излюбленным местом отдыха златоустовцев.

ЮРИЙ ОКУНЦОВ, заведующий отделом истории Златоустовского краеведческого музея:
– Купальня еще до революции была на пруду. Она на ночь закрывалась, был сторож. Днем люди могли придти, искупаться. Было все оборудовано. А уже в конце 20-начале 30-х годов двадцатого века здесь появляется водная станция. Остатки и сейчас видим, сохранилась одна вышка. Тогда здесь было огромное количество лодок. Причем, у жителей были собственные плоскодонки. На заводе своими силами изготовили целую флотилию катеров. Они базировались здесь на водной станции. По фамилии начальника этой водной станции – это называли флотом Кацая.

Речные трамваи, яхты, моторные лодки – флот на пруду был солидный. Однако, золотой век главного водоема города остался в прошлом. Горные речки Большая Тесьма и Громатуха, которые впадают в пруд, всегда несли вместе с водами песок и ил. Они оседали, образуя наносные острова. Мелководные участки зарастали кустарниковой растительностью. В 60-е годы пруд чистили двумя земснарядами, не затрагивая срединную часть водоема. Позже, в 90-е эти установки разграбили. Неравнодушные горожане очень переживали за судьбу водоема.

СЕРГЕЙ ЕРМАШОВ, начальник Управления по экологии и природопользованию администрации ЗГО:
– Были многочисленные обращения к главе в виде наказов о том, что давайте возобновим очистку пруда, и вернем его в первозданный вид, который был в 80,60, 90-х годах. Такие обращения мы стали писать вместе с администрацией ЗГО, депутатами Собрания, обращались в Министерство экологии, обращались к губернатору, обращались в законодательное собрание. Нас поддержали губернатор, председатель Заксобрания.

В 2010 году проект по очистке пруда прошел экспертизу и получил положительное заключение в Федеральном агентстве водных ресурсов. В то время стоимость проекта составляла 300 миллионов рублей. Из госбюджета средства выделяются Правительству Южноуральского региона и в казну ЗГО они не поступают. Контроль за выполнением работ ведет генеральный заказчик Министерство экологии Челябинской области. Средства поступают небольшими траншами каждые три года. Очистка пруда выполняется в две очереди, сейчас идет первый этап. По технологии забор грунта берется с глубины от метра двадцати, а после очистки от донных отложений максимальная глубина достигает пять с половиной метров. Через специальные колодцы вода попадает обратно в пруд, но перед этим она отстаивается.

СЕРГЕЙ ЕРМАШОВ, начальник Управления по экологии и природопользованию администрации ЗГО:
– На сегодняшний день очистка пруда произведена, и объем илов составляет порядка 69% от того, что положено очистить в первой очереди. И разместить в первом гидроотвале, который расположен за автодромом, у реки Тесьма. На семнадцатый год тоже предусмотрены средства в этом транше и будут подняты илы порядка 165 тысяч куб.метров. То есть восемнадцатый год будет завершающим для первого этапа. И примерно половина срединной площади будет очищена. Это 86 гектаров.

Во вторую очередь очистки, складирование донных отложений будет производиться в гидроотвале №2. Он расположится на левом берегу пруда, в районе устья реки АЙ. Площадь гидроотвала составит 31 гектар, объем складируемых наносов 920 тысяч кубических метров. Если проект будет полностью реализован, то срединная часть пруда очистится и вместе с этим уйдут острова.

НАТАЛЬЯ ВОТИНОВА, специальный корреспондент:
– Очистка пруда — проект масштабный, затратный и продолжительный. Но он реальный. Чтобы в 2019-м продолжился второй этап, Управление экологии совместно с администрацией округа сейчас готовить все необходимые документы. Всем — и жителям, и местным властям – очевидно: очистка должна продолжаться.

 

Похожие новости

ОСТАВИТЬ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

Make sure you enter the(*) required information where indicated. HTML code is not allowed