Menu

ДЗД: Как ветераны помогут развитию мотогонок в Златоусте и почему их мечты – реальность

Весной этого года сборная страны выиграла 39 чемпионат мира по мотогонкам на льду. Причем, за всю историю этого спорта советские и российские спортсмены лишь четыре раза уступали высшую награду, но не сходили с пьедестала победителей. Такой экстремальный вид спорта когда-то был в почете и у горожан.  В 90-е годы многое кануло в лету. Но в последние годы экстремальные виды спорта в Златоусте переживают второе рождение. Доказательство тому – спорткомплекс на Уреньге. Чем ветераны готовы помочь в развитии мотогонок в Златоусте и почему их мечты о проведении соревнований самого высокого уровня – реальность, расскажет Наталья Вотинова.

 

– Вот основатель мотоспорта в Златоусте. – Анатолий Васильев.

 

В руках Габделахата Хазиева — фотографии полувековой давности. На черно-белых, уже заметно потрепанных снимках фото тех, кто начинал развивать мотоспорт в Златоусте. Габделахат Валеевич  и сам настоящая легенда городского мотоспорта.

 

Прародительницей мотогонок в Златоусте стала  автошкола в Закаменке. Это было  в 1960 году. Как вспоминает Габделахат Хазиев, начиналось всё с трех мотоциклов, их привез Анатолий Васильев. Потом минских железных коней сменили ижевские. Тренировки проходили вдоль насыпи железной дороги в Закаменке,а  потом в карьере  села Медведевка.

 

ГАБДЕЛАХАТ ХАЗИЕВ, руководитель мотоклуба метзавода в 1974-79 гг.:

– Подтянулись молодые ребята братья Пахомовы, Варзаковы, Богданов, Фазулов, Буникова. Своими руками построили в 700 х мотоклуб. Большой и светлый. Первая победа на первенстве города, и никогда в этом классе не уступал никому. Это мой удачный старт. На этом стадион мне посчастливилось состязаться с шестикратным чемпионом мира Кадыровым, чемпионом мира Шайнуровым. Мы были от них далеки, у них 500 кубовые мотоциклы. А у нас самодельные, ижевского производства движки».

 

В 70-х честь металлургического завода и города на соревнованиях по мотоспорту защищали братья Березины и Худановы, Серебряков,  Карабинцев, Святых, в команде была девушка —  Любовь Хорсова.

 

ГАБДЕЛАХАТ ХАЗИЕВ, руководитель мотоклуба метзавода в 1974-79 гг.:

– Летом занимались кроссом, а зимой мотогонки на льду. В 74-м в Кургане наша команда заняла первое место и завоевала кубок. Мы его никому не отдавали.  На стадионе ежегодно проводились соревнования на приз героя пограничника Рязанова.  То есть два раза в год на этом стадионе проводились мотогонки на льду. Мы никогда не проигрывали.

 

Габделахат Хазиев возглавлял мотоклуб пять лет, он сам вырастил четырех кандидатов и одного мастера спорта.  Помимо мотоклуба на  метзаводе, подобные спортивные организации были на заводе имени Ленина и на машиностроительном заводе. Но потом соревнований стало все меньше, и о мотогонках все забыли. Это вспоминает уже Виктор Богданов, он был учеником Хазиева.

 

ВИКТОР БОГДАНОВ, ветеран мотоспорта:

– Ушло в 70 -80-х годах. Ничего не было. Потом в 85-м мне предложили работать директором  Клуба юных техников. Было пару картингов и мотоциклов. Начали кататься. Потом провели типа соревнований. Но с техникой было очень сложно. Постепенно дела пошли, и даже были японские мотоциклы, картинги.  В 92 на стадионе метзавода еще проходили соревнования.

В 90-х кануло в лету многое, чем прославляло  Советский Союз, что было гордостью нашего города. Мотоспорт тоже исчез.

 

НАТАЛЬЯ ВОТИНОВА, корреспондент:

– И вот спустя двадцать с лишним лет стала возможным серьезно говорить о развитии мотоспорта в Златоусте. Любители экстремального вида спорта уже хорошо знакомы с трассой на Уреньге. Ее ожидает вполне перспективное развитие.

 

Директор агентства инвестиционного развития Дмитрий Кузнецов рассказывает: за возрождение экстремальных видов спорта взялась несколько лет назад команда энтузиастов. Мотокросс вернулся в Златоуст в рамках создания Центра технических видов спорта на базе спортивного комплекса «Уреньга». По проекту, центр будет включать в себя трассы для авто и мотокросса. А также трассы для летнего и зимнего картинга. Данный проект реализуют при поддержке Главы округа совместно с некоммерческой организацией «Златмоторспорт» и Центром юных техников в рамках направления «Уральская Швейцария» — это один из пунктов программы развития Златоуста как моногорода. Напомню, глава округа Вячеслав Жилин успешно защитил ее в декабре прошлого года в Сколково. Данное направление объединяет сразу несколько больших проектов – лыжно-биатлонный комплекс, центр средне-горной подготовки на Уреньге, центр спортивной медицины и реабилитации, а также несколько современных комплексов по различным видам спорта.

 

ДМИТРИЙ КУЗНЕЦОВ, директор Агентства инвестиционного развития ЗГО:

– Суть проекта заключается в строительстве центра технических видов спорта. На сегодня это трасса единственная и центр тоже единственный. Он будет совмещать трассу для мотокросса и картин г. Для обучения вождению и проведению соревнований уровня кубка России, чемпионата Уральского округа. Получается единый комплекс из трех трасс». Нужны спортсмены, это прежде всего в центре юных техников, секция картинга работает.  Зимний картинг для профессионального роста и воспитания спортсменов . есть кто занимает мотто  с развитием площадок.

 

Принимать соревнования самого разного уровня и самим готовить спортсменов — цель проекта и большая мечта энтузиастов. Стремление городской власти в развитии зрелищных видов спорта поддерживают и ветераны. Их опыт точно будет очень полезен тем, кто продвигает проект сегодня.

 

ВИКТОР БОГДАНОВ, ветеран мотоспорта:

– Идея интересная. В одном месте три трассы – здорово. Мы пытались такое строить в 92-м, но не успели. Начались лихие времена. Ребята придут. Будет техника, трасса – ребята придут. Мы тоже с нуля начинали. Пришли 11-летние и выросли до мастеров спорта.

 

Златоусту не привыкать готовить лидеров отечественного спорта. Те, кто когда-то сам парил на крутых виражах, надеются, что эта трасса поможет вырастить новых чемпионов.

 

 

 

Похожие новости

ОСТАВИТЬ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

Make sure you enter the(*) required information where indicated. HTML code is not allowed