Menu

ДЗД: Как златоустовцы построили собственный самолет

Построить настоящий самолет в школьной мастерской и запустить его в небо. История, которая кажется фантастической, оказалась реальностью для учеников златоустовской 4-й школы. Причем, осуществить свой невероятный проект они сумели задолго до начала «века высоких технологий», в середине 80-х. Сегодняшним ровесникам тех юных конструкторов эту историю уже рассказывают как легенду. Как вдохновил энтузиастов на проект учитель труда Вячеслав Рябинин, как собирали свой собственный самолет под названием «Школьник» после уроков, как тестировал златоустовскую модель настоящий летчик-испытатель из КБ Антонова. Нет ничего невозможного, если очень сильно верить в свою идею, говорят участники тех исторических событий. Как подарить своей мечте крылья и поднять ее под облака? Узнала Анна Самойлова.

Мальчишки и девчонки слушают, буквально раскрыв рот. Всего за пять минут их собственная, 4-я, школа превратилась для них в какой-то увлекательный и фантастический мир. Где после обычных уроков можно было своими руками создавать настоящие чудеса технической мысли. Сейчас, в 21-м веке, когда любые технологии доступны даже детсадовцам, они и представить не могут, что более 30-ти лет назад в обычной школьной мастерской их ровесники, такие же ученики, построили самый настоящий самолет. Теперь уже легендарный «Школьник». И вдохновителем этого отчаянного проекта стал учитель труда – Вячеслав Рябинин.

 

– Очень много ребят – вот они. Они сами строили самолеты, сами их запускали. И суда делали. Это все своими руками было сделано. Вот они летали.

 

Вдова Вячеслава Рябинина, Нина Никитична, перебирая фотографии, словно заново переживает все удивительные события. Техническое творчество для Вячеслава Геннадьевича было не просто увлечением. В этих моделях, изобретениях, конструкторских разработках и проектах – и была его жизнь. Не случайно еще в далеком детстве, в 60-е годы, именно Вячеслав Рябинин оказался в числе тех мальчишек, которые занимались в авиамодельном кружке Дворца пионеров под руководством Льва Комарова.  А затем создали самый легкий в мире одноместный самолет «Малыш».

 

— Вот как раз с «Малышом» связаны фотографии. Вот они ребята, их называли «короедами», тех, кто строил «Малыша». Это пруд. Он для них всегда был стартовой площадкой.

 

Мальчишки стали героями своего времени, и даже были увековечены в одном из рассказов в сборнике «У Таганай-горы» Николая Верзакова и Владимира Черноземцева. После триумфального полета златоустовского «Малыша» Лев Комаров получил предложение о работе от знаменитого конструкторского бюро Антонова. А юного Вячеслава Рябинина судьба свела с еще одним устремленным в небо человеком. Гуго Петерс стал тем, кто испытал «Малыша» в воздухе. А еще через несколько лет его имя прогремит на весь Советский Союз так же, как и имя легендарного Алексея Маресьева. Гуго Петерс стал первым и единственным пилотом гражданской авиации, который добился разрешения летать с протезом вместо одной ноги. Но тогда, в Златоусте, он был еще в начале этого большого пути. Учил местных мальчишек самолетному делу и любви к полетам.

 

ГУГО ПЕТЕРС, летчик:
– Мы создали отряд юных летчиков. Это школьники, которых я обучал полетам на планерах. А самых юных, у которых еще ноги не доставали до педалей, я садил в двухместный планер и делал им ознакомительные полеты. Просто чтобы они познали счастье полета. И многие потом связали свою судьбу с авиацией.

 

Уроки Гуго Петерса не прошли даром. Для Вячеслава Рябинина мужественный летчик всю жизнь оставался важным консультантом. Именно его мнение было определяющим в тот момент, когда у златоустовца появилась идея построить свой собственный самолет, который позже войдет в историю под названием «Школьник».

 

 

НИНА РЯБИНИНА, вдова В. Г. Рябинина:
– Вячеслав Геннадьевич сам по себе самобытный человек. Он, наверное, очень долго вынашивал эту идею после того, как построили «Малыш». И дома говорил об этом, мы знали хорошо, и сын уже подрос, тоже загорелся этим. Дома, прежде всего, это чертежи. Постройка самолета «Малыш» ему очень много дала. Веру в то, что он тоже может это сделать.
АННА САМОЙЛОВА, корреспондент:
– История златоустовского самолетостроения творилась именно в этой комнате. Именно здесь создавались чертежи, делались макеты и обдумывались идеи, которые поначалу казались невероятными.

Союзниками Вячеслава Рябинина в этом проекте стали ученики. Мальчишки, увлеченные техникой, норовившие все свободное время проводить в мастерских. Именно такие пытливые умы и занимались в опытно-конструкторском школьном бюро, которым руководил после основных занятий Вячеслав Рябинин. Они разрабатывали проекты, строили макеты и собирали из подручных материалов все, что было способно ездить или плавать.

 

ВАДИМ ДОГАЕВ, выпускник школы № 4, участник строительства самолета «Школьник»:
– Ажиотажа не было, просто ребята занимаются. Например, снегоход на камерах низкого давления мы во дворе прямо испытывали, и все это видели. Где-нибудь заглохнет, толкнуть подбегали. Детство, Советский Союз.

 

Впрочем, создание в обычных школьных мастерских настоящего самолета, который взлетит в воздух – было делом невиданным. Однако энтузиазму и убежденности в успехе своего проекта Вячеслава Рябинина и его юных последователей можно было только позавидовать. После кропотливых расчетов и десятков вариантов чертежей школьники под руководством своего учителя взялись за дело.

 

АНДРЕЙ ЛЮ, выпускник школы № 4, участник строительства самолета «Школьник»:

– Вячеслав Геннадьевич объявил нам, что будем строить самолет. Сначала не верилось, что это все осуществимо. Но была вера, что если Вячеслав Геннадьевич что-то задумал, то все у него получится. Нам только нужно сделать те задания, которые он нам раздал и все осуществимо. Даже такие, казалось, невероятные проекты, как постройка самолета в школе № 4. Мне лично нравилось с листовым железом работать. Выпиливал определенные детали. Чертежи были, ничего сложного.

ВАДИМ ДОГАЕВ, выпускник школы № 4, участник строительства самолета «Школьник»:

– После уроков труда. На верстаках сначала стоял макет из дерева. Потом обтягивали его, стягивали, потом двигатель. Сколько участвуешь, все интересно и начинаешь понимать технические процессы, как это все работает.

НИНА РЯБИНИНА, вдова В. Г. Рябинина:

– Я сама работаю в этой же школе, мы коллеги. Он – учитель технологии, я – в библиотеке. Я, конечно, заглядывала туда, приносила ему покушать. Так что я видела своими глазами, как строился самолет. Он однозначно знал, что самолет полетит. Настолько человек был уверенный и выверенный во всех чертежах. Однозначно.

ВАДИМ ДОГАЕВ, выпускник школы № 4, участник строительства самолета «Школьник»:

– Испытывали его. И запускали, когда обкатка двигателя была. Мы его запускали в мастерской, держали его, там винт крутился, пыль до потолка поднималась на все мастерские. Проблемы с редуктором были, тоже решали их.

 

КОНСТАНТИН РТИЩЕВ, выпускник школы № 4, участник строительства самолета «Школьник»:

— Нашлись сначала крылья от планера у нас. Был такой планер Казанского авиационного института. И вот потихоньку с крыльев все и началось. Сперва двигатель не могли мы выбрать. Были разные варианты, в итоге мы остановились на двигателе от мотоцикла, от обычного «Урала». И на нем он и полетел».

 

О том, что самолет, который создают своими руками, взлетит в воздух, юные инженеры и конструкторы не задумывались. Осознание пришло только тогда, когда увидели «Школьник» во всем великолепии, с двигателем и пропеллером. Пилотировал свое детище сам Вячеслав Рябинин. Даже сегодня, больше 30-ти лет спустя, повзрослевшие выпускники 4-й школы признаются, первые полеты были невероятно волнительны.

 

КОНСТАНТИН РТИЩЕВ, выпускник школы № 4, участник строительства самолета «Школьник»:

– Первые попытки подпрыгнуть были на городском пруду, зимой, на льду. Но там была неровная поверхность, и он не мог развить скорость и подняться не смог. Потом мы его перевезли на водохранилище на Балашихе. Там уже ровно все было. И там вот он уже хорошо поднимался.

 

 

1985-й стал годом рождения самолета «Школьник» — крылатой машины златоустовского производства. Впрочем, на этом конструкторы из 4-й школы решили не останавливаться. В том же году они приняли участие в слете сверхлегких летательных аппаратов в Киеве. Этот масштабный форум проходил ежегодно и объединял серьезные КБ и институты. Школьная златоустовская делегация, впрочем, чувствовала себя уверенно среди столь представительного общества. А когда профессиональный летчик-испытатель поднял самолет в воздух, окончательно поверили в собственную победу.

 

– Когда приехали туда, нас поразило, что мы, дети, присутствуем на таком форуме. Было много студентов авиационных институтов, и все относились к нам с уважением. И самолет получил настоящее свидетельство, что самолет может подняться в воздух. И отношение к нам, детям, было совершенно на равных.

АНДРЕЙ ЛЮ, выпускник школы № 4, участник строительства самолета «Школьник»:

– Основное, что мы вынесли, что нужно хорошо выполнять свою работу. И тогда все осуществимо.

 

«Живы-здоровы. Самолет взлетел сегодня». Такую телеграмму Вячеслав Рябинин отправил из Киева домой. В этих пяти словах – огромный труд, невероятная смелость и оглушительная радость от результата. Златоуст и крылатая техника всегда были связаны, говорят сегодня участники того памятного строительства «Школьника». Подтверждение тому и авиамодельные кружки, и строительство трех собственных самолетов – «Малыша», «Чижа» и «Школьника», и наличие нескольких аэродромов. Сегодняшние новости о возрождении в городе малой авиации для бывших участников опытно-конструкторского школьного бюро – словно осуществление давней мечты. Мечты, в реальность которой они продолжают верить. Ведь если не сомневаться и упорно работать, то можно добиться любой, даже самой невероятной на первый взгляд цели. Именно этому учил своих подопечных мудрый и увлеченный наставник.

 

Похожие новости

ОСТАВИТЬ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

Make sure you enter the(*) required information where indicated. HTML code is not allowed