Диалог на региональном уровне
Что такое скулшутинг и как пресечь вооруженное нападение на школьников внутри учебного заведения. Об этом сегодня говорят на региональном семинаре, посвященном профилактике деструктивного поведения среди молодёжи. Ещё одна важная тема, на которую обращают внимание специалисты научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики, – методы, позволяющие распознать ребенка, который собирается совершить преступление.
Заведующая сектором психологии научно-исследовательского центра Алена Кулакова общается с классными руководителями, заместителями директоров по безопасности и воспитательной работе, педагогами-психологами и социальными сотрудниками. В своей работе они должны помнить и о стереотипах, которые возникают по отношению к подросткам.
АЛЕНА КУЛАКОВА, заведующая сектором психологии НИЦ мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде (г. Челябинск):
«О том, что у нас все стрелки воспитывались в неблагополучных семьях или неполных. Что все стрелки имеют те или иные психологические отклонения, что 100 процентов на них повлияли интернет-игры. На самом деле это не так. Если мы обратимся к исследованиям, то мы увидим, что большинство шутеров воспитывались в благополучных семьях. Но мы должны понимать, что благополучие есть внешнее. Для нас бывает, что, если в семье мама, папа, есть, в школу всегда приходит, реагирует на все просьбы классного руководителя, мы сразу говорим, эта семья благополучная. На самом деле не все так просто. Бывает скрытое, внутреннее неблагополучие и мы должны тоже об этом знать. Вы должны знать, как проявляется в поведении ребенка. Причиной того, что ребенок становится нестабилен, это гиперопека. У гиперопекаемых детей чаще всего бывают срывы. Что касается увлечения детей компьютерными играми, это еще не свидетельство того, что он способен прийти в школу и расстрелять. Но это определенный маркер, на который мы с вами обращаем внимание. Увлечение жестокими играми свидетельствует, что этот ребенок нуждается в повышенном внимании».
Именно на эти маркеры обратил внимание психолог научно-исследовательского центра Кирилл Ворошилкин. К примеру, если тихий и спокойный ребенок внезапно начал интересоваться оружием или людьми, которые совершили преступления, это чёткий сигнал – со школьником нужно, как минимум, поговорить.
КИРИЛЛ ВОРОШИЛКИН, психолог НИЦ мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде (г. Челябинск):
«Опять же совокупность маркеров не всегда говорит о вовлечении в деструктивное сообщество. При проявлении агрессивного к окружающим или аутоагрессивного поведения вне зависимости от влияния извне также нуждается в психологической коррекции. Недопустимо использовать отдельные элементы наглядно наблюдаемых маркеров в качестве стигматизации молодежи. Если он увлекается жанром хоррор, это не говорит о склонности к совершению преступления, а преобладание в стиле темных оттенков не говорит о склонности подростка к депрессии. Эта та малая часть маркеров, на которые следует обращать внимание».
АНТОН ТУМАНОВ, начальник управления образования и молодежной политики ЗГО:
«Будем надеется, что те ценные советы, методики, которые сегодня представлены будут полезны в работе с нашим подрастающим поколением. Каждая образовательная организация будет применять их в своей практике, что позволит избежать нам таких неприятных случаев».
На семинаре побывали и представители образовательных организаций из Усть-Катава и Трехгорного. Эта информация будет полезна не только для педагогов-психологов, но и для родителей.