ДЗД: В Златоусте проводят индивидуальные занятия с малышами с синдромом Дауна и детьми-аутистами
ДМИТРИЙ БРЫНСКИЙ, врач-реабилитолог детского сада №59:
«У детей с синдромом Дауна существует ряд особенностей, замедляющих моторное развитие. Это гипотония, чрезмерная эластичность связок, ослабленная чувство равновесия, коротки руки, ноги и проблемы со здоровьем. В частности, по сердечной системе, проблемы со зрением, со слухом. Данный комплекс упражнений способствует гармоничному развитию ребенка, и способствуют профилактике всех вышеперечисленных проблем».
У детей с синдромом Дауна чрезмерно эластичные связки, поэтому они с легкостью могут сесть на шпагат. При этом малышам труднее контролировать свои движения, поскольку суставы слишком подвижны, отмечают специалисты. Одно из упражнений — работа с мячом. Оно оказывает комплексное взаимодействие на организм ребенка. Работают двигательные, вестибулярные, зрительные и тактильные анализаторы, говорят врачи. Более того, эмоциональная насыщенность игры удовлетворяет естественную потребность ребенка в движении и побуждает его не только к физическим, но и умственным усилиям. Даня Крылов не просто смотрит мультик. Мальчику надо гусеницу превратить в бабочку. Но для этого необходимо сделать глубокий вдох и выдох. Специальная система биологической обратной связи «Комфорт» позволяет ребенку работать над качественным диафрагмальным дыханием. Примерно 15-20 таких сеансов помогают добиться нужного результата.ЕЛЕНА ТЫЧКИНА, педагог-психолог детского сада №59:
«Это система биологически обратной связи, когда ребенок имеет возможность видеть каким образом его дыхание отражается на компьютере и усваивать правильный навык хорошего дыхания. Данная система позволяет научить ребенка дышать правильно, насыщать свой мозг кислородом, в связи, с чем у него должно повыситься способность к усвоению различной информации».
А этот вид специальных занятий направлен на нейропсихологическую реабилитацию детей по методу замещающего онтогенеза. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, на так называемый сенсомоторный уровень. Тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка. Программа обязательно включает дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания».ЕЛЕНА ТЫЧКИНА, педагог-психолог детского сада №59:
«Занятие должно проходить в присутствии родителей, которые должны дома повторять те же самые занятия со своими детьми и формировать навыки выучивания определенных двигательных программ в их присутствии для того, чтобы ребенок знал, с одной стороны научился выполнять целые программы движений. Родитель мог объяснить ему, что для меня важно, чтобы ты делал это все хорошо. А ребёнок перенес эти навыки потом на школьную жизнь. Метод заменяющего онтогенеза построен на том, что ребенок заново осваивает движение раннего онтогенеза в их последовательности. Тем самым преодолевает некоторые нарушения и сбои в программе, которые возникли у него в естественной жизни».
Подобные занятия можно проводить с любыми детьми, кроме больных ДЦП и эпилепсией. Они помогают деткам уже с малых лет правильно ориентироваться в пространстве, чтобы в школьном возрасте легко различать направления: «лево», «право», «вверх», «за», «под» и так далее. Многие дети путают эти понятия, так как родители не придают значения подобной работе, говорят специалисты. В этой группе находятся дети с расстройством аутистического спектра разной степени нарушения интеллекта. Детский сад №59 посещают шесть малышей-аутистов. Главная особенность таких детей — отсутствие социально-коммуникативных навыков, а также полное или частичное непонимание обращенной речи. Поэтому воспитатели общаются с детьми с помощью жестов и короткими четкими фразами.ОКСАНА МИШУТИНА, воспитатель в группе для детей с расстройством аутистического спектра детского сада №59:
«Занятия проходят на зрительной основе, если бы обычные дети поняли задания по речевой инструкции, то наши дети речевую инструкцию не понимают. Даже то, что обычные дети не поняли наглядно, а хорошо поняли речью, наши наоборот очень хорошо понимают зрительно. Так как в нашей группе находятся дети на разном этапе развития и с разной степенью интеллектуальной недостаточностью, занятия все проводятся индивидуально с каждым ребенком. Большинство пособий разрабатываются самими педагогами, потому что подобрать очень сложно готовые игры и задания».
Воспитатель предлагает ребенку сличить данное изображение с нужной картинкой. У Миши уже отлично получается. После каждого выполненного задания детей награждают сладостями и любимым видом деятельности. К примеру, Миша обожает играть в настольные игры. А чтобы ребенок понял, что занятие подошло к концу, используется специальная система жетонов. Воспитанники с расстройством аутистического спектра не могут выразить свое желание словами, поэтому в детском саду №59 разработана специальная система с карточками. Дети с расстройством аутистического спектра не любят шума и большого скопления людей, говорят воспитатели. В обычных детских садах такие дети обычно сидят где-то в уголке — их не видно и не слышно. А в коррекционных дошкольных учреждениях аутистам уделяют особое внимание и много с ними работают. К примеру, Миша изначально вообще не шёл на контакт, а сейчас удовольствием посещает детский сад. Мальчик стал очень любознательным, отмечают специалисты.ЮЛИЯ ТАТАУРОВА, заведующая детским садом комбинированного вида №59:
«Мы здесь раскрываем ребенка и ищем его возможности дальше социализироваться в обществе. Необязательно ребёнок с тяжелой патологией речи может выйти из детского сада с нормальной речью. Он может дальше развиваться и дальше проходить коррекцию уже в дошкольном или старшем возрасте. Но именно детский сад идет задел формирования речи. Почему нужно посещать такие детские сады коррекционные, потому что здесь дети раскрываются. Они находятся в своей среде, среди своих детей, которые не будут их стеснять, которые не будут их ущемлять, потому что если мамы считают, что дети в детском саду с типичными детьми он будет развиваться быстрее и тянуться за этими детьми, то она глубоко ошибается. Потому что эти дети часто находятся в тени среди других детей. Воспитателю в силу того, что у нее большое количество детей, им нужно раскрыть тоже тех личностей, эти дети находятся где-то в стороне, поэтому, когда приходят к нам в детский сад, они развиваются».
Детский сад комбинированного вида №59 посещают дети с различными возможностями здоровья. Это дети с синдромом Дауна, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, дети с расстройством аутистического спектра и тяжелой речевой патологией. С каждой категорией работают специалисты: психологи, дефектологи, логопеды — два воспитателя в каждой группе. С каждым ребенком проводят большую индивидуальную работу, чтобы в будущем такие малыши смогли полностью реализовать свой потенциал, принести пользу обществу и стать полноценными гражданами.