Не стало художника Григория Мануша
Его образ слился с Иваном Бушуевым. Во вторник на 76-м году жизни не стало известного художника и оружейника Григория Мануша. Он около полувека трудился в городе крылатого коня, прославляя его своими работами. Смерть Григория Ивановича – невосполнимая утрата для родных, близких и коллег.
Мастерская. Место силы и идей. К сожалению, сегодня здесь никого нет, остались только наработки, эскизы и работы. Ведь вчера, 24 сентября, не стало заслуженного художника России, педагога и наставника Григория Ивановича Мануша.
В этом кабинете Григорий Иванович проработал последние 20 лет. Он вместе с Александром Ивановичем и Ниной Владимировной Лохтачёвыми стоял у истоков мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК».
ДЕНИС ЛОХТАЧЕВ, генеральный директор мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК»:
«Григорий Иванович, он своим отношением к работе, он всегда любил очень точно прорисовать все детали, как-то вникнуть в тему. Александр Иванович такие глобальные задачи накидывал, а Григорий Иванович их, можно сказать, расшифровывал и делал понятными уже для художников, для слесарей. Много сам делал руками. Очень много людей подготовил за всю свою жизнь, я даже не знаю сколько сотен людей он подготовил».
Григорий Иванович очень любил оружейное направление. И многие его эскизы посвящены именно оружию. Любил разрабатывать и предметы для украшения интерьеров.
ТАТЬЯНА ПОВЕТКИНА председатель златоустовского отделения Союза художников России:
«Все его знают как великолепного гравера. Он столько сделал прекрасных эскизов оружия. А я его знаю больше как графика. Именно тонкая графика, ажурная. У него же целая серия посвящена нашему городу. Улочкам, незаметным, но витиеватым таким интересным».
В мастерских многие отзываются о Григории Ивановиче, как о человеке увлечённом, добром, сердечном, интересном. И каждый, кто приходил к нему за советом, получал помощь.
ТАТЬЯНА ПОВЕТКИНА председатель златоустовского отделения Союза художников России:
«Самый родной человек. И в тоже время он такой величины художник. Это же последний из заслуженных художников России. И нам посчастливилось с ним работать вместе. Он давал очень мудрые советы. И сам человек он лёгкий сам по себе. С ним можно было говорить на разные темы и обо всём. Мы, конечно, очень сожалеем. Но, с другой стороны, мы благодарны судьбе, что какой-то промежуток времени мы всё-таки с ним вместе поработали. Работали над выставками, разговаривали об искусстве. Очень жалко, особенно нам, златоустовскому отделению Союза художников, так как это один из самых опытных художников, который вёл всех нас».
Последняя колоссальная работа Григория Мануша – межрегиональная художественная выставка, где художник представил свои графические труды. И они были отмечены золотой медалью. А буквально неделю назад состоялось открытие выставки «Художники – городу» в «Тургеневском» зале.
ЛАРИСА МИНГАЖЕВА, президент фонда изучения наследия скульптора В. П. Жарикова:
«Буквально 10 дней назад до открытия выставки мы виделись с Григорием Ивановичем. Он принёс свои работы. Задумали даже создать такую персональную выставку его шаржей. Он рассказывал, как их рисует, что это его ежедневная зарядка. И что у него их более тысячи накопилось дома. Мы смотрели и представляли, он говорит, что здесь даже в зале в этом не поместится. Я говорю ну ничего, мы придумаем, давайте что-то сделаем, такую персональную выставку».
Кстати, Григорий Иванович тесно работал с Владимиром Жариковым. Художник стал для скульптора моделью при создании памятника другому именитому мастеру – Ивану Бушуеву.
ЛАРИСА МИНГАЖЕВА, президент фонда изучения наследия скульптора В. П. Жарикова:
«Поэтому теперь мы смотрим на памятник Ивану Бушуеву, я так всегда вижу Григория Ивановича. Как он говорил: "Я такой тонкий, звонкий, стоял"».
Тесно была связана жизнь Григория Мануша и с педагогическим колледжем. В 1971-м году он окончил здесь художественно-графическое отделение. А с 77 по 83 преподавал живопись, рисунок и композицию.
ЮРИЙ БУРОВ, директор Златоустовского педагогического колледжа:
«Буквально на прошлой неделе приходили выпускницы тех лет. И надо было видеть с каким восторгом, с какой радостью, с какой теплотой и гордостью они говорили о дипломной работе под управлением Григория Ивановича. И это была целая история, потому что они по всему городу собирали бутылки, они били стекло и делали декоративный витраж под названием "Космос". И вот в этой детали, в этом маленьком эпизоде, мне кажется какая-то даже глубинная суть Григория Ивановича. Он умел из бытового, из тёмного, из ничего, из битого стекла, умел создавать красоту, создавать именно свет. Свет собственного производства. И мне кажется, это очень важно и очень символично».
Для всех, кто был знаком с Григорием Ивановичем, это невосполнимая потеря. Ведь буквально в конце весны в Златоусте отметили 75-летие художника. Но можно быть уверенным, что его удивительные работы и, свет его души будет ещё долгие годы согревать сердца тех, кто был с ним знаком.
Л. Фоминых, И. Гибадулин