ДЗД: Его творческая интонация. 17 февраля исполнилось бы 74 года Николаю Ивановичу Гарусу

Культура
18/02/2021
Живописца, графика, педагога, члена златоустовского отделения Союза художников России не стало в ноябре прошлого года. Почтили память мэтра выставкой его работ в выставочном комплексе «Тургеневский».
Коллеги, ученики и просто неравнодушные к творчеству живописца и графика. На открытии выставки в память о Николае Гарусе собрались люди, которые искренне ценят талант мэтра. 17 февраля Николаю Ивановичу исполнилось бы 74 года. В этот день в зале «Тургеневский» звучат добрые слова в адрес художника с длинным и интересным творческим путём. С коллегой и наставником у каждого связана личная история.

ГРИГОРИЙ МАНУШ, заслуженный художник России, председатель правления златоустовского отделения Союза художников России России «Ароматы кислоты азотной, которой он травил эти офорты – это нечто. В коридоре стоял велосипед и от запаха кислоты он разрушился весь. В то время Николай Иванович много работал в офорте. Он освоил почти все его виды, даже меццо-тинто – это сложнейшая техника. Он сам сделал качалку с иголками. И вот он сидел накачивал эти точечки в этой железячке в цинке. Потом выглаживал. Это трудоёмкий очень, такой кропотливый труд, но у него хватало терпения».

Портреты, пейзажи, натюрморты в живописи и графике. На выставке представлено порядка 40 работ Николая Гаруса. Экспозиции решили дать название «Своя интонация». Так организаторы подчёркивают неповторимый стиль автора.

ЛАРИСА МИНГАЖЕВА, администратор выставочного зала «Тургеневский»:

«Николай Иванович любил работать в графике, но его привлекала и живопись. Он очень любил природу нашего города. Приехав к нам из Полтавской области, Украины, Николай Иванович влюбился в наш город, природу нашего края, поэтому его работы, на мой взгляд, очень поэтичные и показывают красоту нашей природы, наших гор. Даже несмотря на то, что они выполнены в графике, но она настолько прописанная: очень тонкие линии, всё четко просматривается».

Несмотря на любовь к графике, картина, над которой художник работал в последние дни жизни, выполнена красками. Как рассказывает жена Николая Гаруса, из всех своих полотен, он особенно выделял эту — живописный остров.

ВАЛЕНТИНА ГАРУС, жена Николая Гаруса, искусствовед, член златоустовского отделения Союза художников России:

«Пейзаж любой – это состояние души художника. Любой пейзаж – это его настрой душевный. Как говорят, художник пишет не пейзаж, а свой портрет. У него манера исполнения импрессионистическая. “Impression” – это впечатление с французского. У него действительно картины – это, прежде всего, впечатление. Этот быстрый мазок, этот широкий мазок, чтобы уловить и как можно скорее передать это состояние, которое поразило его. Природа меняется ежеминутно, ежесекундно, и совсем другое состояние. Чтобы это поймать, нужно писать широко быстро и передать эмоции через свет, композицию».

На выставке представлены работы в разных техниках, написанные в разное время. Как отмечает Валентина Гарус, творчество её супруга с течением жизни менялось.

«Приехали мы в Златоуст 50 лет назад по распределению из Курского педагогического института. Лучших выпускников отправляли в художественные училища. Встретили его здесь очень хорошо. Здесь как раз только становился худграф, это был 4 курс первого набора художественно-графического отделения. Многие студенты даже были старше его. Преподавал рисунок, композицию, живопись. И, конечно, сам творчески работал. В первый год, 1971, он участвовал в городской выставке. В 70-е годы был всплеск графического искусства, в том числе и печатного. Работал во всех видах графики: и карандаш, и уголь, и сангина, но больше всего его привлекал офорт. Это очень сложная техника, но он в совершенстве овладел ею. До 1985 годы было создано очень много работ в печатной графике – офорт. Это самые разные разновидности: акватинта, меццо-тинто, лавис, мягкий лак. Уровень был его работ очень высоким – в 1983 году его приняли в Союз художников. В 80-е годы много заказов было от учреждений. Оформляли и интерьеры зданий общественных. Николай Иванович и в библиотеке “Исток” оформлял, и на швейной фабрике тогда комната психологической разгрузки, и в музее фриз из нескольких панно, и в школе искусств витражи, и в драматическом театре витражи. Когда строился новый вокзал вместе с Владимиром Зозулей они оформляли там, он оформлял комнату детскую. В 80-ом году уходит из педколледжа, потому что действительно много заказом было, хотелось заниматься монументальным искусством. Но 90-е годы – Перестройка. Всё изменилось, рухнуло. И последняя работа большая – Драмтеатр. Затем уже от графики он возвращается к живописи. Уже накопилось какое-то эмоциональное состояние – нужно было выплеснуть это всё».

За свою жизнь Николай Иванович участвовал во многих выставках разного уровня. В том числе в международной, посвященной 35-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для вернисажа в память о художнике выбрали лучшие из его картин. Увидеть их могут все желающие в выставочном зале «Тургеневский».

Автор материала

Журналист Е. Харисова, В. Потапов

Оставьте свой комментарий

Ошибка
Ошибка
Ошибка
Ошибка
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных

Предложите вашу новость

Ошибка
Ошибка
Ошибка
Ошибка
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных