ДЗД: Его творческая интонация. 17 февраля исполнилось бы 74 года Николаю Ивановичу Гарусу
ГРИГОРИЙ МАНУШ, заслуженный художник России, председатель правления златоустовского отделения Союза художников России России «Ароматы кислоты азотной, которой он травил эти офорты – это нечто. В коридоре стоял велосипед и от запаха кислоты он разрушился весь. В то время Николай Иванович много работал в офорте. Он освоил почти все его виды, даже меццо-тинто – это сложнейшая техника. Он сам сделал качалку с иголками. И вот он сидел накачивал эти точечки в этой железячке в цинке. Потом выглаживал. Это трудоёмкий очень, такой кропотливый труд, но у него хватало терпения».
Портреты, пейзажи, натюрморты в живописи и графике. На выставке представлено порядка 40 работ Николая Гаруса. Экспозиции решили дать название «Своя интонация». Так организаторы подчёркивают неповторимый стиль автора.ЛАРИСА МИНГАЖЕВА, администратор выставочного зала «Тургеневский»:
«Николай Иванович любил работать в графике, но его привлекала и живопись. Он очень любил природу нашего города. Приехав к нам из Полтавской области, Украины, Николай Иванович влюбился в наш город, природу нашего края, поэтому его работы, на мой взгляд, очень поэтичные и показывают красоту нашей природы, наших гор. Даже несмотря на то, что они выполнены в графике, но она настолько прописанная: очень тонкие линии, всё четко просматривается».
Несмотря на любовь к графике, картина, над которой художник работал в последние дни жизни, выполнена красками. Как рассказывает жена Николая Гаруса, из всех своих полотен, он особенно выделял эту — живописный остров.ВАЛЕНТИНА ГАРУС, жена Николая Гаруса, искусствовед, член златоустовского отделения Союза художников России:
«Пейзаж любой – это состояние души художника. Любой пейзаж – это его настрой душевный. Как говорят, художник пишет не пейзаж, а свой портрет. У него манера исполнения импрессионистическая. “Impression” – это впечатление с французского. У него действительно картины – это, прежде всего, впечатление. Этот быстрый мазок, этот широкий мазок, чтобы уловить и как можно скорее передать это состояние, которое поразило его. Природа меняется ежеминутно, ежесекундно, и совсем другое состояние. Чтобы это поймать, нужно писать широко быстро и передать эмоции через свет, композицию».
На выставке представлены работы в разных техниках, написанные в разное время. Как отмечает Валентина Гарус, творчество её супруга с течением жизни менялось.«Приехали мы в Златоуст 50 лет назад по распределению из Курского педагогического института. Лучших выпускников отправляли в художественные училища. Встретили его здесь очень хорошо. Здесь как раз только становился худграф, это был 4 курс первого набора художественно-графического отделения. Многие студенты даже были старше его. Преподавал рисунок, композицию, живопись. И, конечно, сам творчески работал. В первый год, 1971, он участвовал в городской выставке. В 70-е годы был всплеск графического искусства, в том числе и печатного. Работал во всех видах графики: и карандаш, и уголь, и сангина, но больше всего его привлекал офорт. Это очень сложная техника, но он в совершенстве овладел ею. До 1985 годы было создано очень много работ в печатной графике – офорт. Это самые разные разновидности: акватинта, меццо-тинто, лавис, мягкий лак. Уровень был его работ очень высоким – в 1983 году его приняли в Союз художников. В 80-е годы много заказов было от учреждений. Оформляли и интерьеры зданий общественных. Николай Иванович и в библиотеке “Исток” оформлял, и на швейной фабрике тогда комната психологической разгрузки, и в музее фриз из нескольких панно, и в школе искусств витражи, и в драматическом театре витражи. Когда строился новый вокзал вместе с Владимиром Зозулей они оформляли там, он оформлял комнату детскую. В 80-ом году уходит из педколледжа, потому что действительно много заказом было, хотелось заниматься монументальным искусством. Но 90-е годы – Перестройка. Всё изменилось, рухнуло. И последняя работа большая – Драмтеатр. Затем уже от графики он возвращается к живописи. Уже накопилось какое-то эмоциональное состояние – нужно было выплеснуть это всё».
За свою жизнь Николай Иванович участвовал во многих выставках разного уровня. В том числе в международной, посвященной 35-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для вернисажа в память о художнике выбрали лучшие из его картин. Увидеть их могут все желающие в выставочном зале «Тургеневский».