"ДЕТСКИЙ МИР" №3
Специальные игры для изучения ориентирования в пространстве и кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Одни из методов, которые используют воспитатели в детском саду №144 в работе с особенными детками. Практика показывает, данные занятия улучшают мыслительную деятельность, развивают память и внимание.
АЛЕКСАНДРА ГОРДЕЕВА, педагог-психолог, старший воспитатель д/с №144:
- «В дошкольном возрасте мозг ребенка активно развивается, создаются фундамент работы нервной системы, поэтому применение методов нейропсихологии очень важен для дошкольников, особенно для слабослышащих детей. Основная задача нейропсихолога – выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу: нейропсихологические игры, упражнения, задания повышают стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушария головного мозга, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, что необходимо для детей с нарушением слуха».
В дошкольном учреждении с сентября прошлого года работает группа для ребят с нарушением слуха. Детский сад посещают семь таких деток. С мальчишками и девчонками работают опытные специалисты: два воспитателя, педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и помощник воспитателя. Все педагоги имеют специальное образование, прошли курсы повышения квалификации для работы с данной категорией детей.
ТАТЬЯНА АНИСИМОВА, воспитатель д/с №144:
-
«Наши дети удивительные, у них хорошо развита зрительная память. Они активны, любознательны и все трудности воспринимают как некоторые приключения. Именно поэтому им нравится заниматься разными видами творческой деятельности. Наши дети участвуют в разных городских, всероссийских конкурсах, занимают призовые места. Все наши достижения мы отображаем в наших индивидуальных портфолио, которые можно увидеть».
Ольга Тимохова, мама одного из воспитанников, рассказывает, сыночек посещает данную группу с ноября прошлого года. До этого ходили в обычный детский сад, но, к сожалению, никаких прогрессивных результатов у ребенка не наблюдалось. Зато сейчас, благодаря работе опытных педагогов положительные изменения налицо.
ОЛЬГА ТИМОХОВА, мама воспитанника д/с №144:
- Спасибо данному коллективу, педагогам, которые добиваются заметных результатов. До этого мы посещали обычный детский сад, обычную группу. Наши детки теряются среди большой массы детей. Кроме того, к нашим деткам нужен особый подход. Хочется поблагодарить отдел образования нашего города за открытие такой группы для таких ребят».
Специалист Анна Ярмолюк использует в своей практике метод глобального чтения. Практически во всех помещениях, где занимаются эти ребята, предметы подписаны. Такой способ является вспомогательным методом для развития речи у детей с нарушением слуха и используется как дополнительная опора для глобального восприятия речевого материала. Этап глобального восприятия письменных табличек и глобального воспроизведения слов при письме - первая ступень к овладению чтением и письмом, отмечает учитель-дефектолог.
АННА ЯРМОЛЮК, учитель-дефектолог, работающий с детьми с нарушением слуха д/с №144:
- «На сегодняшний день благодаря современным технологиям достаточно рано происходит выявление нарушения слуха. Это позволяет вовремя провести адекватное протезирование и своевременно начать систематическую коррекционную работу. Основная наша задача научить слабослышащего ребенка слушать, слышать, понимать обращенную речь и говорить настолько хорошо, чтобы это беспрепятственно было понятно окружающим. Правильно организованная работа позволяет нашим деткам уже в дошкольном возрасте по психофизическому речевому развитию сблизиться с нормально слышащими детьми. И в дальнейшем воспитываться и обучаться в условиях интеграции».
С особенными детками специалисты занимаются ежедневно. Статистика показывает, благодаря усиленной работе профессионалов, в будущем слабослышащие мальчишки и девчонки поступают в общеобразовательные школы и учатся наравне с обычными детьми. В дошкольном учреждении с ребятками играют и в спортивные игры.
КСЕНИЯ ШВАЛЕВА, воспитатель д/с №144:
- «При организации, проведении игр с детьми с нарушением слуха необходимо учитывать, что компенсация слуховых нарушений осуществляется в основном за счет зрения. Объясняя игру, следует показать детям те движения, которые им предстоит выполнять в игре. По мере овладения движением слабослышащие дети во многом преодолевают отставание и многие недостатки моторики, поэтому требования, предъявляемые к детям с нарушением слуха, к концу обучения во многом совпадают с требованиями с нормально слышащими детьми».
Большую помощь, конечно же, оказывают родители воспитанников, буквально проживая с детьми детсадовские будни. Каждый из них приобрел для своего ребенка специальные слуховые аппараты. А благодаря городскому управлению образования, в учреждении обновляется мебель.
ТАТЬЯНА МАСЛАКОВА, заведующая д/с №144:
- «Если раньше, работая с детьми с нарушением слуха, требовалось специальное оборудование, в том числе, коллективного пользования, мы имеем ввиду звукоусиливающую аппаратуру, то сейчас, когда каждый ребенок обеспечен высокоточными и цифровыми аппаратами индивидуального пользования, применение такой аппаратуры носит неактуальный характер, и это несколько облегчает работу над созданием специальных условий. Но, тем не менее, образовательное оборудование, развивающая среда, в том числе, и нормализация акустики помещения - важная составляющая в создании безбарьерной среды учреждения».
УЛЬВИЯ ШУКУРОВА, ведущая:
- «Мы продолжим рассказывать об условиях, созданных для инклюзивного образования в округе. А на сегодня это все. Увидимся в следующем выпуске программы «Детский мир».