Уже накатан извилистый путь

Общество
14/11/2024

Мерный стук колёс, пути, которые огибают горы и поднимаются ввысь. Златоустовский трамвай хранит в себе богатую историю и множество воспоминаний. Строительство однопутной линии началось в далёком 1934-ом году. Первый маршрут должен был пролегать от городской площади до металлургического завода.

 

   

 

И через 8 месяцев Златоуст ожидало грандиозное событие. 25 декабря 1934-го года на Театральной площади около металлургического завода состоялся долгожданный торжественный пуск первой очереди златоустовского трамвая. И долгие годы он был одним из главных видов транспорта в городе. На вагончике люди добирались до работы, а вечером также возвращались домой. С особой теплотой о своей работе вспоминают, конечно, водители трамваев, ведь именно они каждый день видят весь город.

 

ТАТЬЯНА ЯКУШЕВА, водитель-ветеран МУП «Автохозяйство»:

«Пришла, мне очень нравилась моя работа. И до сих пор нравится. Само вождение, общение с людьми, работа на вагоне. Всё интересно, даже за природой интересно наблюдать. Утром выезжаешь, листочки маленькие летом, рейс проедешь, листочки побольше. За всем интересно наблюдать».

 

Как вспоминает Татьяна Николаевна, были и сложности. Особенно запомнились водителю снежные зимы Златоуста. Раньше ведь и снега было больше, так что приходилось таскать сцепку, цеплять вагоны, а иногда залезать и в сами сугробы, чтобы растормозить вагон. Но всё равно Татьяна Якушева вспоминает о тех временах с теплотой и улыбкой.

 

Многие водители трамвая всегда с любовью относились к своему многотонному вагончику. Например, Марина Аветисова. Она 15 лет отработала водителем. Успела побыть и наставником, и потрудиться в самом депо на перегонке вагонов. И в эту профессию пришла по зову души.

 

МАРИНА АВЕТИСОВА, водитель-ветеран МУП «Автохозяйство»:

«У меня отец всю жизнь проработал на машине. И я, когда приехала с дальнего востока, я маме говорю, я пойду работать на машину. Она говорит, отец всю жизнь пролежал под машиной, и ты? Нет! Тогда я пойду на трамвай. И я увидела в газете объявление, что набирают водителей на курсы. Я тогда пойду на трамвай. Видимо гены передались что ли. Я поэтому пришла на трамвай».

 

Как признаётся Марина Игоревна, она никогда не жалела, что пошла в эту профессию. Самое любимое в её работе, выезжать с утра в рейс, когда город ещё спит, видеть, как всё просыпается. Везти людей на работу, а затем увозить их же домой. А особенно запомнилось Марине Аветисовой наставничество, когда она обучала молодых специалистов.

 

МАРИНА АВЕТИСОВА, ветеран-водитель МУП «Автохозяйство»:

«Когда ученики молодые приходят, они ещё ничего не знают в трамвае, им всё объясняешь, рассказываешь, что как устроено. И когда они уже маленько научились ездить по депо хотя бы, делаешь им неисправности. Придёшь пораньше, сделаешь какую-нибудь неисправность, думаешь, как они примут вагон, а сам уйдёшь. Вот они приняли вагон, прихожу. Ну что, приняли вагон? Приняли. Всё нормально с вагоном? Теперь всё нормально, а когда мы стали включать, он покатился. Что сделали, раз он покатился? Сзади вагоны стоят, можно разбить. Мы башмак положили, противооткатный упор. Правильно сделали, молодцы. Потом что сделали? Соленоиды проверили. Молодцы, выкрутили соленоиды. Растормаживается вагон после того, как выкрутили? Да, всё хорошо. Молодцы, за это вас хвалю».

 

Есть водители, которые трудятся в трамвайном управлении уже не первое поколение. Например, Светлана Симонова. Она работает здесь 21 год. И как признаётся, это совсем небольшой срок, ведь её мама водила трамвай 42 года. И в начале 2000-ых Светлана решила пойти по стопам мамы. И сегодня ни о чём не жалеет.

 

СВЕТЛАНА СИМОНОВА, водитель-наставник МУП «Автохозяйство»:

«Во-первых мне нравится ездить на вагонах. Это интересно, это захватывает, это затягивает. Всё время работаешь в городе и видишь все городские события. Праздники, будние дни, рабочие, везёшь школьников, везёшь детей, всё время с людьми. Так как я работаю водителем наставником, в мою работу входит ещё помощь малоопытным водителям, поделиться с ними опытом и при необходимости помочь в работе. Наставником мне нравится, но больше всего меня всё-таки привлекает работа водителем. Потому что это действительно интересно. Мне нравится работать водителем. Нравятся трамваи, нравится видеть красоту нашего города, утром, днём, вечером, летом, осенью, зимой. Всегда хорошо, всегда всё по-разному. Красиво».

 

И каждый из водителей трамвая с такой теплотой и любовью относится к своей работе. Например, ещё один вагоновожатый – Иван Бурков. В профессии Иван уже 13 лет. И чтобы стать водителем, он даже уехал в другой город на обучение, лишь бы исполнить мечту детства.

 

ИВАН БУРКОВ, водитель МУП «Автохозяйство»:

«Я начинал в Челябинске, потому что у нас тогда не набирали курсы, а мне очень хотелось водить трамвай. Я узнал, что в Челябинске набирают курсы, приехал туда, выучился там, немного поработал. А затем, когда у меня уже были права, какой-то опыт, меня взяли сюда. Это, наверное, мечта детства. Сейчас так говорят. Но в целом, как мне мама рассказывала, у нас дом стоит рядом с трамвайными путями. И с тех пор, как мы приехали из роддома с мамой, с 10-ти дневного возраста, я слышу стук трамваев. Наверное, это как-то предопределило мой выбор».

 

Как отметил Иван, кому-то нравится ездить на машине, кому-то на мотоцикле, а ему – на трамвае. Это зрелище уходящих под трамвай рельсов не заменить ничем, рассказывает водитель. И самая большая любовь Ивана – сам трамвай. Эта 20-ти тонная техника, конечно, имеет свои нюансы в управлении, но в этом и весь интерес.

 

ИВАН БУРКОВ, водитель МУП «Автохозяйство»:

«Очень нравится наблюдать жизнь города. Где что-то происходит, водитель трамвая всегда видит это, потому что мы накручиваем круги по городу, каждый день делаем много рейсов туда-сюда. Видим, как меняется город. Бывает в отпуск сходишь, потом после отпуска выходишь, едешь. О, что-то построили новое, а я и не видел, пропустил. Из жизни выпал, как говорится».

 

И за день водитель трамвая может минимум 6 раз объехать весь город. Например, по 1-ому маршруту с района мащзавода до метзавода. А на 2-ом, 12 раз исколесить весь района вокзала. Но как признаются вагоновожатые, каждый такой круг совершенно разный. И каждый водитель горд быть частью нашей трамвайной системы. Ведь в Златоусте она вторая по времени возникновения и третья по величине в Челябинской области. А сам трамвай давно является достопримечательностью, ведь ни один подобный электротранспорт в нашей стране не проходит через такое количество холмов. А обилие спусков и подъемов с уклонами до 50-ти процентов делает поездку экстремальным путешествием. И если местные жители давно уже к этому привыкли, то гости города порой сравнивают трамвайные поездки с аттракционом.

 

АРТЁМ ДЬЯЧКОВ, заместитель главы ЗГО по имуществу и финансам:

«Сегодня собственной маршрутной сетью трамвайной могут похвастаться едва 60 городов в России. Есть среди них и рельсовый электротранспорт со 100-летней историей, как, например, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Орёл. Но до сих пор считается уникальным объектом наш златоустовский трамвай с его высокогорными маршрутами, с теми специалистами, людьми действительно своего дела, профессионалами, которые сегодня у нас выходят на маршруты каждый день».

 

Транспортная инфраструктура в Златоусте продолжает развиваться. Трамвай по-прежнему востребован не только у жителей, но и у гостей города. Конечно, сегодня стоит много вопросов перед трамвайным управлением и администрацией округа. Это и модернизация билетного меню, и обновление маршрутного подвижного состава, поддержание трамвайных путей.

 

АРТЁМ ДЬЯЧКОВ, заместитель главы ЗГО по имуществу и финансам:

«Вопрос о том, нужен ли трамвай для города, никогда не стоял перед администрацией. Это действительно уникальный объект, достопримечательность. Если мы сегодня говорим о развитии, о осовременивании нашей территории, то без трамвая мы вопрос не сдвинем. Как вид самостоятельного общественного транспорта, он будет сохранён. Я надеюсь, что работа совместная с главой, с нашим МУП "Автохозяйством" позволит его осовременить и сохранить в дальнейшем».

 

Златоустовский трамвай и спустя 90 лет не потерял своей актуальности. Жители гордятся им и его историей. Несмотря на широкий спектр пассажирских перевозок, многие доверяют именно трамваю. На сегодняшний день в трамвайном управлении трудятся 48 водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах и 9 водителей маневрового движения. И они готовы каждый день доставлять пассажиров на работу, в школу и во все точки города.

Автор материала

Журналист Любовь Фоминых

Оператор Игорь Гибадулин

Оставьте свой комментарий

Ошибка
Ошибка
Ошибка
Ошибка
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных

Предложите вашу новость

Ошибка
Ошибка
Ошибка
Ошибка
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку моих персональных данных